Её величество - МУЗЫКА



Трудно представить себе жизнь без музыки, захватывающей все наши чувства, облагораживающей, одухотворяющей нас и своим таинственным и понятным всем языком доносящей до нас величие жизни, ее красоту, гармонию, глубину человеческих отношений и радость общения человека с окружающим его миром.

"Человек с давних лет был частью окружающего его мира. Сама природа одарила его понятием "времена года". Эта поэтическая вечная тема всегда вдохновляла творцов на создание гениальных произведений.В каждой поре года есть своя прелесть и красота, своя особенность и неповторимость, которая и привлекает внимание.



       П. И. Чайковский "Времена года"
                                                по материалам сайта http://www.tchaikov.ru/vremena.html


«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 пьес. "Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка "Времен года". Чайковским запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Каждая пьеса имеет поэтический эпиграф из стихов русских поэтов.



Лето – это целая жизнь. Все вокруг цветет, поет и дышит полной грудью, нет нужды натягивать на себя бесчисленное количество одежек, закрывать окна и балконные двери, ну и фрукты — овощи само собой. Люди становятся более дружелюбными.

"Баркарола" Июнь. Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распросранены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи. “Баркарола” - еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского “Времена года”. Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. 


"Песнь косаря". Июль. 

Косари- это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения трав дружно, весело. Косьба - также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество. “Песнь косаря” - это сцена из народной деревенской жизни.


"Жатва". Август. Жатва - это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина - важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели. “Жатва” - это большая народная сцена из крестьянской жизни.





Весна - это время, когда пробуждается все живое: растения дают новые побеги, птицы откладывают яйца, животные пробуждаются от спячки, а мысли человека обращаются к любви. Поэтому весна - символ обновления жизни и надежды на будущее
.


"Песня жаворонка".Март.
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"  А. Майков
 Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

"Подснежник" Апрель.

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."А.Н.Майков
 Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.


"Белые ночи". Май.
Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Именно так - "Белые ночи" - называется повесть великого русского писателя Федора Достоевского.

Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.

Чайковский был привязан к Петербургу. Здесь прошла его юность, здесь он стал композитором, здесь он пережил радость признания и артистического успеха, здесь и завершил он свой жизненный путь и был похоронен в Петербурге


                                      

П. И. Чайковский   Вальс цветов

                                                                                                   

     


                                                         




Зима для всех людей – 
это время волшебства, 
загадочности, исполнения желаний.



  П. И. Чайковский "Времена года"                                      
"Святки". Декабрь. Святки - время от Рождества до Крещенья.Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

"Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."
                    В. А. Жуковский


"У камелька". Январь. Камелек - это русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.


"И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
                    А. С. Пушкин                                                                                     

"Масленица" . Февраль. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова.


"Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир." 
                 П. А. Вяземский

Антонио Вивальди "Времена года"
"Времена года" Антонио Вивальди принадлежит к числу самых популярных произведений всех времён. Для многих само имя Вивальди является синонимом "Времен года" и наоборот. В четырёх концертах великолепно отражено настроение и  чувство   каждого месяца в году. Композитор мастерски передает в музыке ветер, дождь, штиль, невероятный зной, дискомфорт зимнего холода, замирание природы.
                                                                                       Антонио Вивальди. Времена года. Зима


                                  Хорошие музыкальные сайты:

Комментариев нет:

Отправить комментарий